«ВЕЛАСКЕС, РЕМБРАНДТ, ВЕРМЕЕР, СХОЖЕСТЬ ВО ВЗГЛЯДАХ»

В музее ПРАДО в Мадриде открылась выставка «Веласкес, Рембрандт, Вермеер: пересечения». Это один из проектов, подготовленных к 200-летию музея.
В экспозиции — 72 работы из коллекции Прадо и 15-и других музеев. Многие картины для этой выставки предоставил амстердамский «Рейксмузеум». Цель организаторов — показать, что испанская и голландская живопись XVII века имеют общие черты. Традиционно считалось, что художественные традиции в этих странах сильно различаются, имеют ярко выраженный национальный характер.
velaz-rembrant
Долгое время казалось логичным думать, что искусство, созданное в разных частях континента, было совершенно разным: например, Веласкес «очень испанец», а Рембрандт «очень голландец». Ученые того времени придавали большое значение тому, что у каждой нации все было по-разному, и распространяли мысль о том, что эти различия проявляются в искусстве. Эта точка зрения сводит к минимуму общие черты, характерные для европейских художников. В обеих странах в 17 веке развилась эстетика от идеализма и интерес к реальному внешнему виду вещей и способам его представления. Художники, чьи работы представлены на этой выставке, не выражают в них сущность своих наций, но они высказывают идеи и подходы, которыми они делились .      Кураторы выставки в Прадо хотят опровергнуть эту теорию различия искусства Испании и Нидерланд и показать, как в двух странах одновременно зарождалась новая художественная эстетика.

velaz-rembrant
1ый раздел выставки посвящен мода и живопись в Испании и Нидерладнах. Предпочтение черного цвета было наследием вкуса престижного герцогского дома Бургундии, который управлял Испанией и старыми Нидерландами в лице королей как Филипп Красивый, Карл V и Филипп II. Возможно, по этой причине эта мода продолжалась в Испании и Голландии вплоть до второй половины 17 века, а на остальной части континента она устарела с 1630-х годов.
Ни Веласкес, ни Рембрандт, ни Вермеер не писали просто увиденное. Хотя они старались сделать так, чтобы представленное казалось более близким, их картины это не реальность, это искусство.
Другой раздел выставки показывает нам тесные связи между художниками и меценатами Испании и Нидерландов.
Последний раздел посвящен техники мазков. Многие испанские и голландские художники семнадцатого века разделяют технику свободного мазка и наброска, что оставляет на поверхности следы их создания — испанский критик того времени назвал это «писать грубыми мазками». Этот способ работы был унаследован от венецианских художников, например таких как Тициан. Влияние венецианской живописи продолжалось в Испании и Голландии гораздо больше, чем в других художественных центрах континента.

«Искусствоведы всегда считали, что испанские и голландские художники являются выразителями национального духа. Эта идея была очень популярна и до сих пор влияет на наше восприятие. Интересно, что в XIX веке, когда учёные отстаивали эту точку зрения, многие европейские художники — Мане, Сарджент и другие — обращали внимание на сходство между работами Веласкеса, Рембрандта и Хальса, между испанской и голландской живописью».

Таким образом знакомясь с художественными традициями двух стран, противопоставляя исторические мифы и художественные реалии, явно прослеживается объединение живописных школ Испании и Голландии.

ribera democrito

Запись опубликована в рубрике МУЗЕИ, НОВОСТИ с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.