ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
Ворота Пуэрта-де-Бисагра, Пуэрта-дель-Соль, Камброн; мосты Алькантара, Сан-Мартин; замок Сан-Сервандо.
Замок Алькасар (от арабского аль-каср — «крепость») доминирует над всей панорамой Толедо. Резиденция римлян, вестготов, мавров. С 1085г., когда Толедо отвоевали испанцы, Алькасар превратился в замок кастильских королей. В настоящее время в замке располагатеся Военный музей и библиотека.
Площадь Сокодовер – главная площадь бывшей испанской столицы. Сохранила образцы арабской архитектуры как впрочем и название,что переводится «скотоводческий рынок».
Кафедральный собор стоит там, где был храм короля Рикардо, а позже — мусульманская мечеть. Строительство собора началось в 1226 году при архиепископе Хименесе де Рада и короле Фердинанде III Святом. Основное здание завершено в 1493 году — через год после взятия Гранады и открытия Америки. Размеры собора впечатляют: 120 м в длину и 60 м в ширину. Изысканные в своей строгости порталы, гармоничные пропорции нефов, великолепная каменная и деревянная скульптура, уникальная настенная живопись в зале Капитулов, необыкновенная игра цвета и света, льющегося через витражи и отверстия в своде алтаря «Транспаренте» — все это делает собор одним из самых цельных и величественных ансамблей готической Испании. Это величественный и звучный гимн, в котором поет готика. Музей собора расположен в ризнице; здесь хранятся полотна Эль-Греко, Гойи, Тициана и др. И конечно же жемчужина собора и всей испании это роскошная Дароносица, изготовленная немецким мастером Энрике де Арфе из серебра и золота,драгоценных камней, весит около 200кг., и ежегодно в праздник Тела Христова с ней совершаются торжественные процессии.
Еврейский квартал.
«Худерия… Потрясающее ощущение – ваши ноги ступают по тем самым камням, по которым за тысячу лет до вас ходили обитатели этого места. Ваши руки касаются каменной кладки, помнящей, возможно, прикосновение руки какого-нибудь принца крови, заглянувшего сюда пять столетий назад, чтобы одолжиться. Ваши глаза видят в точности ту картину, которая каждый день открывалась взору великого Эль Греко, жившего вон там, неподалеку… Именно тут тоньше всего ощущается смешение трех культур – арабской, иудейской и христианской, – столь характерное для Толедо».
Уже во времена вестготов в Толедо существовала еврейская община. Религиозная терпимость арабов способствовала ее дальнейшему процветанию, так что в XII — XIV веках Толедо слыл испанским Иерусалимом. Это была одна из самых влиятельных еврейских общин. Гонения на евреев при христианском правлении привели к резкому сокращению их общины, а в 1492 году указом Католических королей они были окончательно изгнаны из страны. Из 11 синагог сохранились лишь две: синагога Трансито и синагога,ныне известная как Санта Мария ла Бланка («Богоматерь Белая»),построенная в 12в. в самом центре еврейского квартала. Собственно гоовря,они то и составляют главные по- настоящему еврейские достопримечательности еврейского квартала.
В церкви Санто Томе хранится шедевр работы Эль Греко, именуемый «El Entierro del Conde de Orgaz», «Погребение графа Оргаса». Самое большое полотно Испании (4,8 на 3,6 метров), написанное Эль Греко специально для этой церкви и никогда не покидавшее ее стен за более чем 400 лет своего существования, иллюстрирует старинную городскую легенду о доне Гонсало Руис де Толедо, графе Оргасе, богатом меценате этой церкви, скончавшемся в 1312 году, при погребении которого присутствовали Святые Стефан и Августин. Эль Греко рисовал это полотно 2 года – с 1586 по 1588 гг., и не успел он ее закончить, картина буквально стала местом паломничества, причем не только представителей местной знати, изображенных на картине, или желающих увидеть там соседа или родственника, но и приезжих со всей Испании…
«Не было ни такого города, как в «Виде Толедо», ни таких его жителей, как в «Погребении». Пусть все приятели графа Оргаса носили черные костюмы и белые воротники, пусть стригли и помадили бороды и усы у одного парикмахера, но как им удалось — всем! — быть стройными и худыми? Гений рыщет где хочет и что хочет творит — в том числе в области архитектуры и анатомии».
/Петр Вайль «Гений места»/
Монастырь Святого Хуана (Сан-Хуан- де лос- Рейес), основанный в 1476г. Католическими королями в память о победе над португальцами в сражении на реке Торо. Стройное и изящное строение по силуэту, по конструкции готическое, но чувствуется уже влияние новых ренессанских идей. Фасад монастыря увешан кандалами,снятыми с христианских узников мавританских тюрем. Это вечное напоминание потомкам о «врагах веры».