Выставка Босха в музее Прадо
Босх – создатель ужасающих образов демонов и чудовищ. Его работы – отражение фантазийно-аллегорического восприятия мира; они являются объектом изучения у многих исследователей по всему миру. В попытках найти ответы и разгадать смысл проходят годы, при этом гениальность мастера только упрочивает свои позиции.
В этом году исполняется 500 лет со дня смерти самого таинственного и загадочного художника. Одно из самых значительных собраний Босха хранится в Мадриде, в Музее Прадо. По случаю круглой даты в музее прадо проходит крупнейшая выставка работ художника. Всего представлены 65 полотен: 25 принадлежат кисти самого Босха, остальные – его ученикам и последователям.
«Грехи и наказание за них» — любимая тема Босха. Он считал, что в грех человека вводят демоны-искусители, и создал серию картин о святых, преодолевающих искушения, надеясь ,что жизнь праведников послужит примером для других, как это показано на триптихе «Искушение святого Антония» , считающийся одной из лучших работ зрелого Босха.
Если фламандские художники создавали мир безмятежности и бытовой повседневности, то мир Босха – это мир ужаса и фантазии. Его картины написаны на темы народных поговорок, притц, нравоучительных тенденций и задача зрителя заключалась в том, чтобы прочитать эти зашифрованные послания.
Аллегорию греховной жизни людей создал мастер на своем странном и пожалуй самом загадочном полотне «Сад земных наслаждений» , где царят хаос и сладострастие, уводя людей от пути спасения. Центральная часть триптиха – это не что иное, как собирательный образ земной жизни человечества, погрязшего в греховных наслаждениях .
Сарказм царит в картинах Босха, он представляет людей пассажирами корабля дураков, где миром правит лжемудрость. Высмеивание людской наивности, глупости прекрасно показано в картине «Извлечение камня глупости», где символ глупости, извлекаемый из головы пациента – тюльпан (растение символизирующее обман ).
Лень, чревоугодие, похоть, алчность, зависть – эти человеческие пороки изображает художник на панно «Семь смертных грехов», которое имеет форму столешницы. Выставляет напоказ все слабые стороны и грехи человека, это правда быта, едкая сатира.
Вопреки всякой логике, Босх конструировал сверхъестественные сущности и дьявольские уродства, монстров и гибридов из полу-людей, полу-животных на своих картинах из легко узнаваемых частей тел животных и предметов повседневного обихода – бочек, кувшинов, ложек и воронок.
«Босх писал, как реалист». Его покровителями были сильные мира сего — например, Филип Красивый, герцог Бургундский и король Кастилии.
На протяжении всего XVI века его стиль имитировали бесчисленные подражатели.
Сюрреалисты считали, что Босх был первым «современным» художником, они восхищались его смачной манерой изображения «странностей жизни».
Немало кинематографистов черпали вдохновение в творчестве Босха.
Босх стал образцом для подражания, на который ориентируются разработчики компьютерных игр в жанре фэнтези.
Легко понять, почему Босх продолжает будоражить наше воображение: апокалипсический настрой его картин находится в резонансе с духом нашего времени – эпохи глобальных конфликтов.
В то время как другие художники современники Босха старались изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватало мужества изобразить их такими, каковы они изнутри.