В феврале в Мадриде открылась потрясающая выставка известного испанского художника «света и цвета » Соролья. Данная выставка посвящена связи творчества валенсийского художника и моды его времени.
Хоакин Соролья (Валенсия, 1863 – Мадрид, 1923) был большим поклонником моды и стал настоящим летописцем эволюции тенденций и стилей в одежде конца XIX – начала ХХ столетия. В его картинах, в особенности в женских портретах, созданных в период с 1890 по 1920 год, заметно особенное внимание, которое художник уделял изображению костюма, ювелирных украшений , драгоценностей и аксессуаров. Посетители смогут увидеть около семидесяти картин, автор которых предстаёт как великолепный летописец модных направлений и стилей своего времени.
Данная выставка состоит из двух разделов: первый представлен в Музее Сорольи, второй – в Национальном музее Тиссена-Борнемисы. Выставка фокусируется, в частности, на портретах женского пола и проходит в четырех разделах: «Sorolla íntimo», посвященная семье художника, «Портрет общества », с картинами, которые посвящены высшему обществу того времени, «Элегантное лето » — мода на пляже. Также особенное место выделено теме « Париж и современная жизнь », сосредоточено на его путешествиях в гала-столицу. Термин «современная жизнь» который вошел в обиход в крупных городах в конце 19в обозначает появление новых социальных нравов и форм времяпрепровождения. Встречи в кафе, прогулки на свежем воздухе в парках и на бульварах, посещение театра, оперы или кабаре превращается в очень популярные и предпочитаемые мероприятия. В своих путешествиях в Париж художник изучает очень внимательно все эти новшества происходившие в высшем женском обществе , и все это отражается в некоторых портретах художника.
Соролья запечатлел одно из очень важных достижений в моде того времени, самый новый и элегантный элемент одежды платье «Дельфос».
Известный испанский модельер того времени Марьяно Фортуни изготавливает для дочери Соролья Елены элегантное платье Дельфос желтого цвета. «Дельфос» — платье-туника из тонкого плиссированного шелка в греческом стиле. Как полагают, название было связано с классической фигурой Дельфийского возничего (знаменитый оригинал древнегреческой скульптуры. Одна из немногих статуй, которой удалось сохраниться до наших дней, отличный пример античного бронзового изделия.)
Дельфосы считаются одним из самых устойчивых видов модной одежды — практически в неизменном виде дом Фортуни выпускал их с 1900-х по 1949 год. Начало 20в. это корсеты и сложные силуэты, а данное платье превратилось в настоящую эмблему освобождения от корсетов и других стесняющих элементов женской одежды. Изначально дельфос (греческий хитон) носили дома в виде чайного платья, что было очень удобно и красиво. А затем платья дельфос вышли в общество. Самые известные клиентки Фортуни — актрисы: Сара Бернар, Айседора Дункан и Наташа Рамбова, также маркиза Касати, Лилиан Гиш. Они стали появляться в подобных нарядах на публике, с тех пор, платье-дельфос от Фортуни стало ассоциироваться с артистичной женщиной, независящей от чужого мнения. А еще позже — стало модно и престижно обязательно иметь в гардеробе подобное платье.